г.Алматы, микрорайон Алгабас, ул. 7, 131
8 727 383 56 11 (регистратура)
8 727 344 27 53 (администрация)

` Версия для слабовидящих
Меню

Почти 550 вскрытий за полгода: в каких случаях умершие попадают в главный морг Алматы

В Алматы не так давно построили новое здание патолого-анатомического бюро. Объект считается уникальным из-за исследований, в буквальном смысле, живых и мертвых пациентов стационара. Корреспондент Zakon.kz решил посетить организацию и посмотреть, в каких условиях это происходит.

В поисковике справочник выдает около 10 моргов в Алматы, поэтому люди часто путаются, куда ехать за телами умерших близких. Оказалось, тут зависит от причин смерти, поскольку род деятельности организаций существенно отличается.

Уникальное здание

Городское патолого-анатомическое бюро находится в микрорайоне Алгабас. Оно отдалено от жилого сектора из-за особенностей своей деятельности. Едет сюда единственный 105 автобус. В среднем дорога на автобусе от центра города до бюро занимает 1-1,5 часа. А цены на такси, конечно, дороговаты.

Здание построили несколько лет назад, и считается новым, а с запуска прошло два года. По словам патологоанатома, оно уникальное и не имеет аналогов в стране. У бюро есть еще три подразделения – в микрорайоне Калкаман, при Центральной городской клинической больнице и при Городской клинической больнице №4.

Директор Городского патолого-анатомического бюро Ардак Алишев рассказал, что люди часто путают их организацию с Институтом судебных экспертиз.

«К нам для исследования поступают умершие в стационарах от различных заболеваний. Если врачи видят признаки насильственной смерти, они вызывают полицию и направляют тело в морг Института судебных экспертиз. Туда же отправляют жертв ДТП, убийств, неопознанные лица, умершие в результате травм или на улице. Мы выполняем протокола патолого-анатомического исследования, а заключение выдает Институт судебных экспертиз. Он находится на Байтурсынова-Казыбек би. Подведомственно мы в Министерстве здравоохранения, он в Министерстве юстиции. Работа у нас значительно отличается. Кроме того, при Национальном научном центре хирургии имени А. Н. Сызганова, Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии и Центральной клинической больнице есть свои патолого-анатомические отделения, к нам они никакого отношения не имеют», - объяснил врач высшей категории

Только с согласия родных

Если в период пандемии здесь был всплеск поступавших, то в прошлом году ситуация стабилизировалась. Ежедневно бюро принимает в среднем 7-8 умерших. Около 40% родных дают согласие на вскрытие.

«За полгода произведено порядка 550 вскрытий. Это на 200 случаев меньше, чем в аналогичном периоде 2022 года. В целом каждый год идет тенденция к снижению и по числу умерших, и по вскрытиям. Это связано с тем, что с одной стороны повышается уровень медицины, с другой, в 2020 году принят новый Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», согласно которому патолого-анатомические исследования могут проводиться только с согласия родственников. И чаще алматинцы «против» вскрытия тел их близких. Однако это не касается случаев материнской и младенческой смертности (дети до одного года), а также мертворожденные (с массой свыше 500 грамм), они в обязательном порядке подлежат вскрытию», - рассказал заместитель директора по медицинской части Руфат Хасанов

Холодильные камеры пустуют

В патолого-анатомическом бюро есть инфекционный блок, где должны изучаться тела умерших от особо опасных инфекций. Учитывая, что в Алматы нет чумы или сибирской язвы, здесь практически вскрытий не бывает. Руфат Хасанов вспоминает, что единственный случай, когда места были заняты - это период коронавируса.

Сейчас пустуют и холодильные камеры. Они рассчитаны на 50 тел. В момент нашего визита был занят один блок на три места.

«Это отделение детской и акушерской патологии. Девочку вскрывать не будут, она старше одного года, длительно болела хроническим заболеванием, и родственники отказались от вскрытия. Ее подготовят и передадут родственникам», - рассказал специалист.

«А здесь идет вскрытие взрослого человека. Его проводит заведующий отделением общей и инфекционной патологии Сакен Койбаков, а также присутствуют врачи клиники). В среднем небольшое вскрытие занимает 1,5-2 часа», - приоткрыл дверь другого отделения Руфат Хасанов.

Не более 20 дней

Заместитель директора по медицинской части подробно рассказал о том, как сюда поступают умершие и какую процедуру они проходят. Так, при поступлении в медкарте руководитель стационара указывает нужно ли вскрытие или нет. Умершего помещают в холодильник. Документы передают в регистратуру. Если вскрытие не требуется, то тело подготавливают и выдают родственникам.

«20 дней тело умершего может храниться в бюро. Но бывают случаи, когда родные не объявляются. Тогда мы вызываем сотрудников спецкомбината ритуальных услуг, они захоранивают человека на общем городском кладбище. А мы информацию о смерти передает в ЗАГС через информационную систему», - отмечает Хасанов

Если требуется вскрытие, то сначала врач изучает медкарту стационарного больного и исходя от диагноза проводят исследование.

«Вскрываются грудная и брюшная полости, извлекаются органы, также изучается череп, головной мозг. Исследование идет на макроуровне, то есть визуально и на ощупь. Органы извлекаются и исследуются с помощью разрезов. При патологических процессах или изменениях в тканях, врач производит забор, в среднем 20 кусочков берется с одного умершего. Они помещаются в фиксирующий раствор формалина, который препятствует дальнейшему разложению тканей вне организма. Остальные органы возвращаются назад. Пациент обмывается и выдается родственникам», - делится специалист.

Патологоанатом также прокомментировал мнение общества о том, что в моргах у покойного забирают органы.

«Очень часто различные разговоры ходят, что органы полностью извлекается и забираются. Что нам с ними делать? Где и для чего хранить? Да, небольшие кусочки тканей мы можем хранить в архиве, что предусмотрено Стандартом патологоанатомической диагностики, с целью возможных перепроверки и пересмотра, но целые органы нам даже элементарно негде хранить.»

После вскрытия оформляется медицинское свидетельство о смерти, которое переводится в ЗАГС, официальный документ подтверждающий факт смерти родственник может получить в ЦОНе.

Прижизненная диагностика

Однако исследование трупов занимает лишь 15% от всей деятельности бюро. Основная работа сотрудников заключается в изучении операционного биопсионного материала живых пациентов. В этих целях здесь действуют три отделения: патологии детства и акушерства, общей инфекционной патологии и онкоморфологии.

«В отношении живых пациентов мы провели более 14 тысяч исследований за полгода, это 85% нашей деятельности. Эти работы помогли клиникам установить точный диагноз и назначить правильное лечение. Диагнозы самые разные. Вся хирургическая патология поступает к нам, это и аппендициты, ампутированные части, онкология. Например, к нам поступает плацента роженицы, говорят она зеркало матери и плода, по ее исследованию можно установить, какая патология возможно есть у ребенка и матери», - рассказал заместитель директора по медицинской части Руфат Хасанов

Стационары отправляют операционный материал, врачи после микроскопического гистологического исследования устанавливают диагноз.

«Для исследования готовятся стеклопрепараты. Они проходят различные этапы: сначала на аппаратуре в химических реактивах проходит проводка ткани, кусочек ткани заливают в парафиновый блок, идет вырезка на микротоме затем применяются краски для более четкого изображения. Технически можно все вручную сделать, но система автоматизирована, так быстрее».

«Здание было передано в наше распоряжение вместе со всем новейшим оборудованием, которое требуется для проведения биопсионного исследования. Этого достаточно, чтобы брать объем Алматы, где свыше 90 медицинских учреждений, включая частные, и основная часть, это процентов 80, обслуживается у нас», - рассказал директор Городского патолого-анатомического бюро Ардак Алишев

В бюро есть архив, где материалы исследования хранятся от пяти до 15 лет, в зависимости от степени патологии.

Также руководство отметило, что ежегодно сотрудники проходят повышение квалификации за границей. Недавно они приехали из Турции. А осенью российские специалисты прибудут в Алматы, чтобы внедрить искусственный интеллект и цифровые технологии.

«Нам будет помогать искусственный интеллект в исследовании биопсионного и операционного материала. Микроскопический материал, который мы исследуем, находится на стекле. Если мы внедрим новшество, то закладка будет делаться с учетом мировых стандартов. То есть аппарат оцифровывает и помещает информацию в компьютер, он анализирует, какие патологические процессы там происходят и дает ориентир врачу. То есть сразу диагноз выдается. Врач потом контрольно еще просматривает и подтверждает его», - поделился Ардак Алишев

Несмотря на то, что врачи работают не в самых веселых обстоятельствах, они отмечают, что патологическая анатомия, как отрасль медицины, очень интересная. Чтобы сохранить больше жизни пациентов, им приходится исследовать смерть.

26-10-23

КГП на ПХВ «Городское патологоанатомическое бюро» Управления общественного здравоохранения г. Алматы

г.Алматы, микрорайон Алгабас, ул. 7, 131
8 727 383 56 11 (регистратура)
8 727 344 27 53 (администрация)

Разработка сайта
SemStar